г. Санкт-Петербург
ул. Полярников 6, оф. №1

Комбинированные витражи

Комбинированные витражи

Как известно, комбинированные витражи отличаются наивысшей выразительностью и уровнем художественного исполнения. Достигается это сочетанием в одном витраже нескольких техник одновременно (например, «Тиффани», фацетной и классической) — и потому получить аналогичный результат с применением только одной из них в принципе невозможно. Произведения витражного искусства такого рода абсолютно уникальны, создаются в единственном экземпляре и обладают потрясающей детализацией и реалистичностью сюжета.

История возникновения и манускрипт Теофило

Когда и как появился на свет комбинированный витраж? Точно ответить на этот вопрос не получится, но основы технологического процесса были изложены уже в XI столетии — благодаря стараниям немецкого монаха-бенедиктинца Рогируса (известного также как Теофил Пресвитер). Будучи талантливым художником и ювелиром, Теофил долгие годы накапливал знания о минеральных красителях, металлах, стекле и драгоценных камнях. Итогом его трудов стал знаменитый манускрипт «Записка о разных искусствах», который почти на 700 лет стал своеобразной Библией не только для мастеров витражного искусства, но и для стеклодувов, металлургов, ювелиров и даже резчиков по кости.

Получению цветного стекла и принципам изготовления витражей в этом монументальном издании были уделены 32 главы, и еще 45 глав — законам живописи и методам окрашивания природных материалов. Все процессы в манускрипте были описаны более чем подробно — включая не только способы резки стекла и создания на нем рельефа, но даже типа, количества и качества дров, необходимых для растопки плавильной печи.

Разумеется, базовые принципы работы с комбинированным витражом в дальнейшем дополнялись и совершенствовались. Но их основа — методы сборки отдельных стеклянных элементов, использование тонких свинцовых прутьев в качестве профиля, а также соединение в одном витраже нескольких техник — практически не изменились. Пожалуй, наиболее значимыми нововведениями стали только замена свинцовых полос на медную фольгу (техника «Тиффани»), автоматическое создание фасок и кромок на кусочках стекла с помощью современных станков, и появление принципиально новых технологий стеклянной плавки.

В результате нынешний комбинированный витраж стал настоящим произведением искусства — с уникальной реалистичностью изображений и фантастическими возможностями преломления, отражения и изменения падающего на него света.

Особенности технологии

В чем состоят особенности технологии создания комбинированных витражей? Прежде всего — в грамотном сочетании двух или более техник в зависимости от планируемого места размещения объекта и поставленной проектом задачи. Например:

  1. При необходимости получить эффект сверкающего хрусталя одни части витража выполняются в технике «Тиффани», а другие — в фацетной. Первая обеспечит высокую детализацию и реалистичность, а вторая — блеск отполированных граней, постоянно меняющих направление отражения лучей в зависимости от угла падения света.
  2. При желании установить витраж в детской имеет смысл взять за основу ту же ручную сборку «Тиффани», но дополнить ее элементами фьюзинга и красочными рисунками мультяшных персонажей.
  3. В кабинете или офисе оптимальным будет классический вариант, где по периметру можно разместить фацеты, а в отдельных местах — мелкие стеклянные детали, созданные в наборной технике.

Иначе говоря — выбирать сочетание технологий и процентное содержание каждой из них в готовых изделиях мастер должен полностью индивидуально. И тут на первое место выходит многолетний опыт и художественное чутье витражиста — поскольку только профессионалу под силу определить, какой набор бевелсов, цветовых гамм и техник исполнения даст лучший из всех возможных результат.

Таким образом, комбинированный витраж представляет собой наиболее сложный и трудоемкий в изготовлении вариант этих великолепных изделий, поскольку требует безошибочного определения мастером:

  • не просто допустимого, но и оптимального сочетания техник;
  • правильного комбинирования и соединения друг с другом по-разному обработанных стекол;
  • расположения их таким способом, чтобы оптические характеристики витража превращали пропускаемый и смешиваемый им свет в нечто по-настоящему волшебное.

Очевидно, что при решении всех этих задач каждый новый витраж будет совершенно уникален и не похож на другие. И даже при попытке воссоздания его тем же самым мастером точной копии его получить не удастся.

Еще одним важным моментом является качество использованных материалов — особенно в тех случаях, когда проектом требуется добиться абсолютной реалистичности изображения и его объемного эффекта. В связи с этим:

  • для комбинированных витражей класса «premium» используется только стекло уровня «Uroboros» — с изумительной чистотой и безупречными оптическими и физико-механическими характеристиками;
  • для изделий средней ценовой категории обычно подбираются стекла бренда «Spectrum» (или его аналогов) — тоже очень качественные и не содержащие примесей;
  • бюджетный класс стекла (как правило — производителей из Поднебесной) позволяет получить прекрасное изделие по вполне приемлемой цене.

Кроме того, сэкономить можно и на других параметрах.

Стоимость комбинированного витража

К таковым параметрам, кроме уже упомянутого класса стекла, следует отнести:

  • тип, качество и количество вспомогательных материалов (очевидно, что золотая пайка дороже медной, а расходники из США — своих китайских аналогов);
  • размеры изделия;
  • число и виды применяемых техник (например, «Тиффани» с ее ручной сборкой потребует более высоких расходов, чем фацет);
  • уровень сложности витража в целом;
  • уровень детализации элементов.

Если готовый комбинированный витраж доставляется заказчику в указанное им место — в стоимость включается и транспортировка.

Плюсы и минусы комбинированных витражей

1. ПЛЮСЫ:

  • абсолютная эксклюзивность и неповторимость каждого изделия;
  • высочайший уровень художественно-эстетической ценности;
  • уровень детализации, не уступающий рисованным полотнам;
  • «живость» и реалистичность сюжетов и графики;
  • уникальная глубина и объемность, приближающаяся к голографическим объектам;
  • фантастическая игра света и цвета, не реализуемая ни в каких других художественных изделиях.

2. МИНУСЫ:

  • значительный вес (может быть уменьшен за счет частичного использования более легких техник — например, заливки вместо «Тиффани» и/или стеклянных стразов вместо фацетов;
  • сниженный срок эксплуатации (при включении в композицию фацетных и фьюзинговых элементов вместо наборных бевелсов).

Комбинированные витражи от «Стеклянного Дилижанса»

Специалисты нашей мастерской обладают огромным опытом изготовления авторских комбинированных витражей по индивидуальным эскизам. Кроме того, каждое подобное произведение создается в строгой привязке к конкретному интерьеру с учетом всех его особенностей — дизайнерского стиля, типа и яркости освещения и т.д. Закажите нам сколь угодно сложный проект — и мастера «Стеклянного Дилижанса» выполнят его безупречно и в максимально сжатые сроки.

Витражи на заказ «под ключ»: ваше желание — наше исполнение