Лучшие витражи из цветного стекла изготавливаются только в технике «Тиффани». Соединение элементов в них производится с помощью распаиваемой металлической фольги, и потому безупречная пайка витража является одним из ключевых условий получения высокохудожественных изделий.
Этап 1: Подготовка к процессу пайки
Начальный этап предусматривает грамотную укладку узкой медной или иной металлизированной ленты. Для этого мастер:
-
Последовательно, участок за участком, обертывает полоски фольги вдоль стеклянных торцов каждого элемента.
-
Укладывает стыки полосок внахлест (с наложением около 2-3 мм), после чего аккуратно отрезает излишки.
-
Придавливает ленту вплотную и загибает концы под миниатюрные деревянные брусочки (при достаточно твердом материале фольги — использует специальный кромкозагибочный инструмент).
Этап 2: Раскладка элементов и точечная пайка
Далее приходит черед раскладки элементов (бевелсов) на временную основу. Делается это так:
-
На лист плотного картона набиваются габаритные рамки.
-
Каждый бевелс укладываются в предназначенное ему место.
-
Производится идеальное выравнивание элементов вдоль заранее нанесенных линий.
-
Так же тщательно проверяется состояние каждого стыка, и при обнаружении уступов делается доводка стыкующихся бевелсов по высоте.
-
Далее следует пайка витража в определенных ключевых точках — так называемая «прихватка», обеспечивая жесткую фиксацию композиции в целом.
-
Спаечные швы придирчиво проверяются, и при необходимости доводятся до идеального качества.
Этап 3: Финальная пайка
Наконец, наступает завершающий этап:
-
На швы наносится паяльный флюс (применяется специальная, узкая кисточка очень высокого качества).
-
Сверху в стыки заливается горячий припой.
-
После полного завершения пайки на верхней плоскости витраж переворачивается, и операция повторяется с нижней плоскостью.
Требования к инструментам и материалам
Очевидно, что настолько тонкая работа требует огромного опыта и недюжинного мастерства. Однако высочайшая квалификация мастера — лишь первое обязательное требование. Следующим является правильный выбор инструментов и материалов. Главными условиями следует назвать:
-
строго рассчитанный объем нанесенного на стыки флюса;
-
правильный выбор типа флюса;
-
нужная марка припоя (импортные аналоги или отечественные оригиналы ПОССу61, ПОС63 и прочие, с содержанием доли олова не менее 60%);
-
его «свежесть» (если припой потерял блеск — степень его естественного окисления слишком высока для работы с витражами);
-
вариант его изготовления (оптимальными служат проволоки от 1 до 3 мм в сечении);
-
нагрев паяльника до строго определенной температуры;
-
подбор правильного наконечника для паяльника (обычно используются сменные жала из никеля или, реже, меди), а также формы его заточки;
-
использование инструмента определенной мощности (в зависимости от того, какого типа будет пайка витража, мастера «Стеклянного Дилижанса» выбирают его в пределах от 80 до 150 Вт);
-
обязательная периодическая очистка наконечника (для наиболее дорогостоящих или очень больших витражей жала в процессе работы просто часто меняются, поскольку выгорание металла ни очисткой, ни залуживанием не исправить).
Паяльные флюсы
Как выбираются флюсы? Прежде всего, все они должны содержать хлористый цинк. Далее, в зависимости от задач проекта, предпочтение отдается одной из четырех разновидностей.
1. Паяльные жиры. Отличительные черты — небольшая дымность при нагреве и пастообразная консистенция. Используется на фольге, а также медных и латунных протяжках. Преимущество — полная невидимость на месте нанесения, благодаря чему мастер получает дополнительное удобство.
2. Паяльные жидкости. Имеют относительно большую плотность и густоту в сравнении с водой, не пахнут и не дымят при термическом нагреве. Часто служит концентратом, после разбавления до нужной степени дающим паяльную воду.
3. Паяльные масла. Содержат стеарины, и применяются только при пайках габаритных элементов (например, стальных, медных или латунных ребер жесткости, присутствующих в крупных витражах).
4. Паяльная вода. Наиболее удобный и универсальный тип флюса для паек только что собранных витражей. Не дымит, не имеет запаха, но годится только для спайки фольги в течение не более 48 часов после ее укладки (далее степень окисления металлической поверхности требует применения флюсов со значительно большей активностью).
Обрамление с помощью протяжек
После того, как внутренняя пайка витража по технологии «Тиффани» завершена, наступает черед закрепить его края путем обрамления. Обычно для этого используется П-образный, Н-образный или иной профиль закрепляющего типа, в качестве материала для которого в дешевых вариантах используется латунь, а в более дорогих — медь, нержавеющая сталь или мельхиор.
Процесс происходит по следующей технологии:
-
мастер замеряет нужную длину всех протяжек и производит отрез излишков на станке;
-
там, где они будут стыковаться, производится запил окончаний под нужный угол;
-
протяжки профиля складываются встык, покрываются флюсом и запаиваются таким образом, чтобы на лицевой части профиля не оказалось остатков припоя;
-
производится патинирование видимых частей (если этого требует проект или таково пожелание заказчика);
-
протяжки шлифуются, а затем полируются до заданной степени выравнивания поверхности (для этого применяются как шлифовальное оборудование, так и специализированные полировочные пасты).
Патинирование швов
Для чего запаянные швы подвергаются патинированию? Во-первых, патина окрашивает видимые на витраже части металлического профиля в темные цвета — полностью черный, коричневый, различные градации серого, а также «состаренной меди». Во-вторых, витраж искусственно «состаривается», что придает этим произведениям искусства дополнительный шарм.
Как происходит патинирование витражей?
-
производится тщательная мойка и очистка места нанесения;
-
тонкой кисточкой спаянный шов покрывается строго дозированным слоем патины;
-
мягкой ветошью производится аккуратное втирание состава в металл;
-
для того, чтобы шов получился ровным, а нужный цвет «лег» с первого раза, необходим навык и правильный подбор состава;
-
если цветовой оттенок получился не таким, как ожидалось, пятнистую поверхность удастся сделать одноцветной только при окрасе в полностью черный цвет (чтобы этого не произошло, предварительная мойка и очистка шва от возможных остатков флюса должна быть идеальной);
-
в завершение полностью готовый витраж вновь отмывается уже с применением специальных моющих средств, после чего аккуратно обтирается и высушивается.
Также металл может быть покрыт специальным защитным средством от окисления — это удлинит срок его службы и придаст дополнительный блеск.