Стеклянные витражи, созданные в традиционной манере, появились ранее всех других. Первоначальные технологии, разработанные в Древнем Шумере и унаследованные египтянами, греками и римлянами, после падения этих империй на долгое время были утрачены, и возродились в Западной Европе только к Х столетию. С тех пор средневековые витражи более 600 лет украшали исключительно храмы и дворцы крупных вельмож — поскольку были очень дороги и трудоемки в изготовлении. Более 70% их сюжетов приходилось на религиозную тематику, и лишь остальные 30% — на все прочие. В качестве основы средневековый витраж использовал мощную металлическую раму, а отдельные элементы соединялись между собой методом спайки свинцовых, медных либо латунных полос.
Только к ХХ веку ситуация коренным образом изменилась. Базовые принципы создания витражей остались прежними, но инновационные технологии производства и особенно обработки стекла открыли перед мастерами витражного искусства невиданные ранее горизонты.
Современный процесс изготовления витражей в историческом стиле
В настоящее время витражи в средневековом стиле производятся по следующей схеме.
-
Эскиз. В последние десятилетия рисуется на компьютере в специализированных графических редакторах. Программное обеспечение дает возможность заранее предсказать, каким будет отражение света в зависимости от характеристик и размещения каждого элемента.
-
Профиль. Изготавливается под нужный размер. Как правило, делается металлическим — учитывая значительный вес конструкции.
-
Бевелсы. Так называются отдельные элементы, каждый из которых вырезается на станке с помощью лазера. Таким образом, древняя процедура обработки отдельных стекол стала не только точнее и совершеннее, но и в тысячи раз быстрее, что позволило кардинально уменьшить общую стоимость готовых изделий.
-
Пайка. На конечном этапе, при использовании наиболее прогрессивной на сегодня технологии — «Тиффани» — металлическая фольга между элементами спаивается, излишки аккуратно удаляются, а шов зачищается. В результате бевелсы образуют единый узор с абсолютно незаметными стыками, и витраж принимает свой окончательный вид.
-
Роспись. Исключением являются случаи, в которых узор для классического витража становится чрезмерно сложным, поскольку требует введения в изделие очень маленьких элементов. Чтобы не нарушать классическую технологию, вместо вставок более крупные бевелсы расписываются специальными красками, после чего тот или иной фрагмент кажется совокупностью нескольких маленьких.
-
Секции. Если витражи в историческом стиле, предусмотренные проектом, достигают размеров более 1-2 м2, обеспечение их надежности достигается делением на секции, для каждой из которых подготавливается отдельный профиль.
Области применения
Основными областями применения средневековых витражей являются:
-
окна — скрывают унылые пейзажи снаружи и окрашивают удивительным светом помещения внутри;
-
потолки — подвесной средневековый витраж визуально расширяет помещение и делает его гораздо более праздничным;
-
входные группы — добавляют в любую интерьерную композицию невероятно свежий и яркий акцент;
-
перегородки — не только удачно разделяют помещение на отдельные зоны, но и создают эффект дополнительного пространства (особенно если витражи представляют собой нечто вроде светлой картины);
-
фасады мебели — являются гораздо более выразительными элементами фасадов, чем обычные стекла с цветными узорами);
-
панно — наиболее эффектно смотрятся в темных и мрачных помещениях, освещая их мягким рассеянным светом;
-
светильники — идеальные плафоны и ночные лампы для спальных комнат.
Главные достоинства средневековых витражей
Как и все прочие произведения искусства этого вида, исторические варианты отличаются:
-
практически бесконечным сроком службы без ухудшения физико-технических характеристик и потери эксплуатационных качеств;
-
уникальностью рисунка — поскольку изделия это штучные, и в технике «Тиффани» собираются практически полностью вручную;
-
уникальностью способа рассеивания света.
Монтаж, возможности подсветки и обслуживание витражей в интерьере
-
Монтаж. Средневековые по стилю витражи в готовом виде монтируются практически аналогично оконным рамам. Отличие состоит только в наличии более мощного П-образного, Н-образного или более сложного по конфигурации профиля с высокой степенью жесткости.
-
Подсветка. Именно ей отводится роль максимального подчеркивания всех преимуществ конструкции из цветного стекла. Современные витражи с историческом стиле оптимально освещать светодиодными или галогенными лампами дневного света. Чрезвычайно важно и правильное их размещение с тыльной стороны витражной панели.
-
Уход. Максимально прост, поскольку стекло боится только ударных и сильных абразивных воздействий. Периодически протирать витраж влажными микрофибровыми тряпочками или губками будет достаточно. Сильные загрязнения удаляются тем же путем, но с использованием мягких моющих средств без абразивных частиц.
Из чего складывается стоимость
На конечную стоимость заказанного вами витража будут влиять:
-
размеры изделий и их количество (при оптовых заказах);
-
число, размеры и конфигурация деталей, необходимых для сборки;
-
фактура стекла;
-
производитель материалов;
-
виды металлов для пайки;
-
сложность монтажа;
-
наличие дополнительных пожеланий от клиента, увеличивающих сложность работы;
-
необходимость установки подсветки.
Средневековые витражи от «Стеклянного Дилижанса»
Мастера «Стеклянного Дилижанса» изготовят для вас любой витраж самого высокого качества в наиболее передовой на сегодня технике «Тиффани». Просмотр вариантов — в нашей фотогалерее.