Стиль прованс (фр. — «provincet») является художественным воплощением природы и деревенской жизни одноименной провинции юга Франции. За некоторые, присущие ему черты, прованс получил прозвище «французского кантри» — хотя, справедливости ради и по принципу «старшинства», более правильным было бы обратное утверждение.
Французский Прованс — регион, протянувшийся вдоль Средиземноморского побережья и буквально утопающий в буйной зелени, ярких цветах, солнечном свете и белоснежных домиках. Парижская элита и наиболее богатые буржуа начали селиться здесь еще с XVII столетия — спасаясь от наполеоновских войн и городской суеты. Местные красоты пришлись новоприбывшим по душе — и, сохранив в дизайне строящихся домов душу Прованса, они привнесли в него столичный шарм и утонченность.
Так начал формироваться современный стиль Прованс, на протяжении следующих 100-150 лет распространившись по всей Европе. Простота и естественность, мягкие цвета, спокойная атмосфера и уникальная гармония отразилась во всем убранстве домов, оформляемых в этом стиле. Такими же стали и витражи прованс — сегодня часто встречающиеся не только в загородных коттеджах, но и в квартирах всех любителей моря, юга, комфорта и Франции.
И интерьер, и встроенный в него витраж в стиле прованс обязательно обладают рядом характерных для стиля особенностей. К таковым относятся:
Кроме того, в последних, для обеспечения мощных потоков света, до 70% стекол может быть полностью прозрачными или очень светлыми.
Прованс — это в первую очередь сине-голубое море, кремовое солнце, желтый песок, выбеленная штукатурка деревенских домиков, еще одно — светло-зеленое — море растительности и цветы, цветы, цветы...
Все эти оттенки используются и в прованском стиле, с преобладанием:
Очевидно, что любой витраж прованс — для соблюдения гармонии между ним и элементами декора, мебелью, текстилем — выполняется в тех же цветовых гаммах. И часто искусственно состаривается путем нанесения на стекло и профили декоративной россыпи трещинок.
Для стен характерна отделка штукатуркой — причем намеренно нанесенной небрежно, чтобы придать поверхности рельефность и текстуру. Обои не применяются вовсе — зато очень популярна облицовочная доска. Интересно, что дерево при этом окрашивается в белый или, реже, кремовый цвет — что отличает прованс от всех прочих стилей «кантри», где природный рисунок древесины принято сохранять как есть.
Нередок также натуральный камень, мозаика и керамика — причем первый особенно хорошо сочетается с излучающим разноцветные потоки света стеклом витражей. Основные мотивы — растительно-цветочные, поскольку ветки и виноградная лоза у провансальцев любимы даже в виде лепнины под потолком. Собственно говоря, подвесной потолок в таких случаях тоже может быть витражным — но с обязательной качественной подсветкой.
Южный французский уют обязательно ассоциируется с расставленными и подвешенными буквально везде цветами, многочисленными тканями (хлопковыми, муслиновыми, шерстяными, а также объемными матлассе), драпирующими все и вся, и светлыми шторами, за которыми располагаются широченные окна. Впрочем, как вариант, возможна и комбинация большого числа окошек поменьше — и вот здесь в полной мере могут проявить себя витражи.
Главное, чтобы потоки света, проходящие сквозь них, не теряли своей яркости и насыщенности. Иначе говоря — прозрачность витражей «прованс» должна быть очень высокой.
Сочетание деревенского примитивизма и современных технологий накладывает свой отпечаток и на мебель. И потому для нее в этом стиле характерны две взаимодополняющие черты — простота и функциональность. К резным дубовым, ясеневым, каштановым и ореховым гарнитурам нередко добавляются плетеные кресла-качалки, а также старинные комоды и замысловатые полки (разумеется, уставленные гербариями и цветами).
Чем здесь поможет вставленный в окно витраж прованс? Прежде всего тем, что потоки света от него играют разными цветами. Более того — при условии выполнения в технике Тиффани оттенки этих потоков постоянно изменяются, играя перемещающимися пятнами света на стенах, столах, табуретках и широких кроватях под колышущимися от легкого ветра полупрозрачными балдахинами.
Помещаясь в кухонном окне, яркий, расписанный тонкими линиями и цветами почти прозрачный витраж будет играть лучами на всех, даже самых незначительных предметах:
Спальня — единственное место в доме, где витраж может немного приглушать свет. Кроме того, он будет раскидывать разноцветные огоньки от выточенных граней своих объемных стекол (обязательная процедура нанесения фасок на каждый стеклянный элемент — «фишка» техники Тиффани, в которой работают мастера «Стеклянного Дилижанса»). Чем не превосходное украшение спальни для безнадежных романтиков?
Здесь витраж имеет смысл поместить даже не в окнах, а на потолке. Никакая люстра не сможет создать той загадочной атмосферы, которой зальет гостиную большой потолочный витраж. Но освещать его должны только старинные светильники — по возможности с коваными элементами. А чтобы немного сгладить излишнюю современность такого дизайна, гостиная заполняется не только старинной мебелью, но и множеством деревенских безделушек — от птичьих клеток, шкатулок и корзинок с полевыми цветами до глиняных кувшинов, статуэток из белого фарфора и даже старым бронзовым чайником.
Великолепно будет смотреться подобный витраж и в ванной — выполняя стразу три важных функции:
Какая техника изготовления и сборки витражей более других подходит к этому стилю? Разумеется, «Тиффани»! Почему? Потому что только в ней осуществляется:
Это совсем просто. Достаточно выбрать один из предлагаемых вариантов в нашей галерее — или же заказать собственный, неординарный проект, который мастера «Стеклянного Дилижанса» филигранно выполнят при любой его сложности.