Витражное искусство стало популярным в Италии почти на 200 лет позже, чем в Германском, Французском и Английском королевствах. И витражи Италии существенно отличались от своих северных собратьев — поскольку исторически сложилось так, что их проектированием занимались не мастера-стеклодувы, а художники. Именно поэтому итальянская витражная школа обладает некоторыми особенностями, присущими только ей.
Наиболее известными создателями первых итальянских витражей стали Дуче ди Буонисенья и Антонио да Пиза. Уже в XII столетии их произведения из цветного стекла отличал фантастически точно передаваемый эффект объемности, а также форма конструкций, в которой были учтены законы перспективы. Первый из упомянутых художников-витражистов в 1289 году выложил из стекла знаменитую розу собора в Сиене. Второй же стал автором монументального труда о витражах, который являлся своеобразной «Библией» для всех создателей этих изделий как минимум до XVIII века.
Именно в ней впервые подробно были описаны:
Спустя еще сотню лет витражи Италии снова впитали в себя следующие, исключительно художественные приемы. Источником вдохновения для витражных мастеров нового поколения стали работы великого Джотто и его учеников, которые нашли новые способы придавать изображениям на плоскости вид глубоких и объемных. Что и было тут же перенесено из классической живописи в витражное искусство.
В эпоху Возрождения, примерно к началу XV века, Италия уже по праву считалась родиной величайших витражистов мира. После долгой борьбы с Церковью итальянским мастерам удалось добиться права создавать витражи не только на религиозные, но и на светские темы.
И тут очень кстати пришлось революционное открытие химиков того времени — состав, названный «серебряной протравой». Благодаря ему технология создания витражей получила новые, поистине фантастические возможности. Нанесенное на стекло серебрение, при условии точно подобранной концентрации и толщины нанесения, заставляло играть стекло всеми оттенками желто-оранжевой гаммы. Причем вплоть до точной имитации чистого золота — что было необходимо для изображения на витражах куполов храмов, королевских корон и прочих предметов, по сюжету картины изготовленных из «короля металлов».
Серебряная протрава была ценна и еще одним важнейшим эффектом — покрытое тонким ее слоем цветное стекло делало отраженный свет ярче и насыщеннее. И, наконец, после изобретения технологии современной спайки элементов, витражи Италии приняли практически современный, знакомый нам вид.
Все витражи (в том числе и итальянской школы), которые создаются в мастерской «Стеклянный Дилижанс», выполняются в технике «Тиффани». Почему мы выбрали именно ее? Потому что из всех ныне существующих технологий нет ни одной, которая позволяет столь виртуозно работать с мельчайшими деталями. Что же такого изобрел выдающийся художник и дизайнер Льюис Комфорт Тиффани в начале ХХ столетия? Вовсе не технику оборачивания каждого кусочка металлической фольгой в качестве будущего припоя — поскольку это было лишь усовершенствованием методов первых мастеров витража.
Главными открытиями гениального итальянца, чьи родители перебрались в Америку еще до его рождения, стали три других ключевых витражных технологии.
1. Опаловое стекло (обладает сразу несколькими цветами, смешанными в произвольной конфигурации).
2. Фавриль (стекло с радужными переливами, меняющее прозрачность и уровень блеска в зависимости от углов зрения).
3. Серпантин (стекло со структурированными тонкими нитями, лучше всего имитирующее в витражах Италии листья деревьев или траву).
4. Фрактуру (стеклянную массу с вкраплениями тонких пластиночек произвольной формы).
5. Фрактурный серпантин (соединяющий в себе текстуры двух последних перечисленных типов стекол).
6. Крап (стекло с мелкими вкраплениями шарообразного вида) — технология, на какое-то время случайно утерянная, и восстановленная только почти полвека спустя.
7. Риф (стекло с ярко выраженной рельефностью волнообразной формы).
8. Драп (стеклянная масса, имитирующая «помятую бумагу» — невероятно эффективный способ визуально создать объемность плоских объектов).
Вас заинтересовали витражи Италии из нашей галереи, выполненные в технологии «Тиффани»? Обращайтесь к нашим мастерам — и «Стеклянный Дилижанс» осуществит любые ваши мечты!