На сегодняшний день существует более 20 разновидностей витражных стилей. Если добавить к ним почти десяток разных техник исполнения — окажется, что только вариантов современных витражей может существовать более двух сотен. Но один из видов стоит среди них особняком, и вид этот — старинные витражи.
Да, при их изготовлении могут использоваться инструменты и технологии сегодняшнего дня — но такой витраж по-прежнему будет собираться только вручную и следовать художественным канонам прежних времен.
Как и почему возникло витражное искусство — объединяющее в определенном сюжете игру света и цвета? Единого мнения на данный момент у специалистов нет. Однако историю появления древних витражей проследить все-таки можно.
Первые прототипы витражей существовали уже в 4-5 тысячелетиях до нашей эры. В то время различные панно из осколков цветного стекла собирали древние шумеры и египтяне. Около 2 тысяч лет назад витражи были популярны и в Римской империи. Однако римские мастера активно комбинировали стекло с алебастром, селенитом, слюдой и прочими прозрачными либо ярко окрашенными минералами — стараясь отбирать камни с максимально оригинальной внутренней структурой.
Использовались такие витражи преимущественно в домах зажиточных патрициев — причем не только в окнах, но и на полах. К концу IV века цветное стекло перекочевало и в ранние христианские храмы — а после изобретения наследниками римлян, византийцами, способов стеклянной раскраски, старинные витражи буквально зажили новой жизнью. На сегодня наиболее известным местом их использования считается константинопольский собор Святой Софии, застекление окон которого было осуществлено в 538 году н.э.
Уже к X веку в Европе практически не осталось ни одного крупного собора без витражных окон. Собирать, и особенно устанавливать их было невероятно трудно — поскольку вес наиболее крупных сборных экземпляров достигал без малого тонны (не только из-за огромных размеров, но и из-за значительной массы свинцовых профилей).
Основной цветовой гаммой в те времена была красно-сине-белая, так как стекло других оттенков было чрезвычайно сложно получать. Тем не менее, солнечный свет такие окна преобразовывали просто волшебно — и церковь не замедлила назвать его «божественным».
Сюжетами первых витражей в основном являлись библейские и мифологические истории, хотя до реалистичности передачи изображения в те времена было еще далеко.
К XIII столетию витражи перекочевали и в королевские дворцы, обогатившись вставляемыми в них не только обычными стеклами, но и драгоценными камнями. В результате наиболее престижные изделия поручалось создавать стеклодувам в компании с ювелирами, а несколько позднее, при короле Людовике IX, появилась даже отдельная профессия «витреариус».
Параллельно с этим витражное искусство расцвело и на арабском Востоке. Вставлялись восточные витражи в практически готовые профили — ажурные решетки окон «панджара» — но сюжетные линии их включали только сложные геометрические узоры (Коран строго запрещал любые изображения человека).
Последним периодом трансформации старинных витражей стали XV-XVIII века (более поздние стили принято относить к современному витражному искусству). Именно в эти три столетия витражи превратились в настоящие картины — причем уже и со светской, а не только религиозной тематикой. Сюжеты в них были самыми разнообразными — от реальных исторических событий и геральдики до любовных историй и пейзажей.
К тому времени и в Европе, и в России массово строились стекольные фабрики, что сильно увеличивало количество цветного стекла и одновременно уменьшало его стоимость. На Востоке же в это время новые технологии позволили добавить к витражам не только более сложные узоры, но и ценимые любым мусульманином письмена из Корана.
Какими характерными особенностями отличаются старинные витражи?
Как собирались старинные витражи раньше? Изначально связующим для отдельных элементов был раствор, отдаленно напоминающий нынешний песчано-цементный. Только основой его была речная глина, а вместо стекол применялись очень тонкие и тщательно отполированные до зеркального блеска прозрачные и полупрозрачные минералы.
Позднее камень сменился стеклом, а раствор — свинцовыми протяжками. Наиболее ранний, сохранившийся до наших дней манускрипт по выплавке стекла принадлежит перу некоего монаха Теофила (XI век). Варка стекла производилась в круглых печах, тиглями выступали горшки из керамики, а необходимый окрас давал поташ, флюс и природные красители в виде некоторых металлических окислов. К сожалению, спектр возможных оттенков при этом был невелик, а само стекло — неоднородно и довольно низкого качества.
Получить стеклянную массу без внутренних каверн и загрязнений удалось только в XVI веке, а в конце XIX, благодаря открытиям Льюиса Комфорта Тиффани, на свет появилась лучшая на сегодняшний день технология сочетания выплавки стекла с любыми, наперед заданными свойствами, и методом сборки элементов-бевелсов на медную фольгу.
Именно этот метод и используют при создании старинных витражей мастера «Стеклянного Дилижанса» — полностью сохраняя все остальные, характерные для них черты. Главное достоинство подобного подхода — возможность получения витражей, стилизованных под древность, не только для окон, но и для панно, навесных потолков, комнатных перегородок и даже светильников.
Благодаря нашему сайту — совсем просто. Взгляните на галерею предлагаемых нами образцов и выберите те, которые вам по душе. Или же закажите эксклюзивное изделие — и мастера «Стеклянного дилижанса» выполнят его практически неотличимым от древнего оригинала.