Сегодня мало кому известно, что прообразы современных витражей были распространены еще в Древнем Египте и Китае. Правда, технологий выплавки стекла тогда еще не существовало — и материалом для пропускающих свет панно служили полупрозрачные кусочки цветных минералов. После ухода древних империй с исторической сцены техника создания витражей надолго была утеряна — и возродилось это удивительное искусство только в средневековой Европе. Первоначально разноцветные красивые витражи являлись неотъемлемой атрибутикой только христианских храмов — и лишь к ХХ столетию приобрели массовость и разнообразие стилей и техник, к которым мы привыкли.
Теоретически никаких ограничений на стилистику витражных изделий не существует, и их сложность и направленность сюжетов диктуется исключительно пожеланиями заказчиков. Однако некоторые стили витражей в искусстве уже «прижились» — и именно на их особенностях мы остановимся подробней.
Наиболее распространенными считаются произведения, выполненные в следующей стилистической направленности:
Классика является одним из наиболее древних стилей, и именно с нее в Европе началось массовое распространение витражей около 1000 лет назад. Красивые витражи в классическом стиле отличает роскошь, строгость и одновременно сложность геометрии, теплая гамма оттенков и изысканность узоров. Основное применение — все виды проемов (окна, двери, ниши).
Сравнительно молодой стиль, начавший входить в моду на стыке XIX и XX веков. Отличительные черты модерна — искусное сочетание пафоса и природной эклектики. Как правило, очень высокая сложность и детализация элементов богатых сюжетов требует применения в модернистских витражах ручной техники Тиффани.
Еще один модный стиль из 1900-х. Изобилие ярких цветов и смелая, необычная геометрия в те времена считались вершиной современного искусства. За панно из цветного стекла в подобном стиле дворяне платили целые состояния, а сегодня витражи art-deco доступны любой арт-студии или небольшой кафешке.
Как любимый стиль молодежи и творческих личностей, хай-тек известен своими четкими линиями, непредсказуемыми формами и сюрреалистичными сюжетами. Превосходно смотрится в качестве панно или перегородки в домах дизайнеров, программистов или спортсменов.
Очень древний стиль, восходящий своими корнями к раннему христианству. Использовался практически во всех романских соборах древней Англии, Германии и Франции. Особенности — изобилие светлых прозрачных вставок между элементами более густого и насыщенного синего, красного или зеленого цвета. Хорошо выглядит на витражных дверных и оконных проемах.
Традиционная для рыцарских времен XII — XVI веков, готика обычно блистает и схожими средневековыми сюжетами. Короли и их дамы, всадники на лошадях, епископы в тиарах и природные мотивы выполняются в основном в ярких бордовых, синих, фиолетовых и зеленых цветах. Красивые витражи в этом стиле наиболее подходят для окон и высоких ниш.
Как и все произведения в восточном стиле, витражи этой направленности могут нести в себе арабские, азиатские и даже африканские мотивы — изображая самые разные сюжеты из истории и древней культуры разных народов. Феерия красок и необычность картин способна украсить практически любой предмет, способный нести на себе витраж — от подвесного потолка и мебельного фасада до настенного панно и ночного светильника.
В России и Европе этот стиль приобрел популярность сравнительно недавно, хотя история его уходит корнями в невообразимую глубь веков. Никакие другие стили витражей не имеют таких отличительных черт в виде сюжетов тысячелетней сказочной мифологии.
Красивые витражи в японском стиле — это гейши, неожиданно вошедшие в ваш дом. Им присуща тонкая гармония геометрии и оттенков, нарочитый минимализм, обилие растительных сюжетов и неповторимый шарм японской культуры.
Именно непохожесть ни на один другой стиль позволяет абстракционистским витражам становиться отличительной чертой любого помещения. Несмотря на нестандартность дизайна, популярность их очень высока, а среди техник выполнения преобладают пескоструйная. Традиционными местами установки служат мебельные фасады, потолки, и несколько реже — перегородки. Отличаются броскими и яркими красками.
Представляет собой европейскую разновидность американского кантри. Провансальские витражи, эксплуатируя тематику сюжетов из жизни южной Франции, нередко используют в качестве материала искусственно состаренное стекло, а в цветовой гамме склоняются к мягким пастельным, оливковым и песочным тонам.
В отличие от огромного разнообразия стилей, техник выполнения витражей не так много. Основными из них считают пескоструйную, фьюзинг, моллирование, Тиффани и мозаику.
Представляет собой не совсем традиционный витраж — поскольку не складывается из кусочков, а выполняется путем песчано-воздушной гравировки цельного стеклянного листа. Гравируемая поверхность может быть как зеркальной, так и матовой, и снабжаться при монтаже оригинальной подсветкой. Технология запатентована в 1870-м.
Главная особенность технологии — процесс плавки стекла в специально предназначенной для этого печи. Техника очень стара, и применялась с тех пор, как человечество научилось делать плавильные печи. Современный фьюзинг отличается от древнеримского или китайского только тем, что способен точно регулировать состав спекаемого стекла, его толщину, фактуру и температуру обжига даже на отдельных, очень небольших участках.
Специальные инструменты, воздействующие на еще мягкое стекло, позволяют получить различные внешние текстуры фитража, а добавление в стеклянную массу определенных веществ (например, соды) — различную внутреннюю фактуру.
Еще одна технологий термической обработки стекла — но не огнем, а электрическим нагреванием. В результате стекло не расплавляется, а становится вязким и тягучим, подобно пластилину (что очень удобно при моделировании витражей со сложной, рельефной конфигурацией поверхности и изделия в целом).
Состоит в нагреве стеклянной массы до 680 — 720º C на готовой основе, в форме-шаблоне, либо уже прошедшего обработку по другой технологии готового витража. В итоге появляется возможность создавать такие виды моллирования:
Единственная техника, в которой сочетается древнее искусство сборки витража из отдельных кусочков — и современная технология стеклянной плавки, позволяющая получить абсолютно уникальные и неповторимые текстуры и окрасы расплавленной массы. Изобретена американским художником и дизайнером Льюисом Комфортом Тиффани, по имени которого и была названа.
Стоимость витражей, выполненных в технике Тиффани, выше, чем у других технологий. Но их визуальные характеристики того стоят!
Витраж, состоящий из тонких пластинок стекла, наклеенных на любую основу. Идеален при оформлении стен, кухонных фартуков, бассейнов, каминов.
Технология монтажа идентична техникам работы с плиткой. Учитывая особенности изготовления, может использоваться для покрытия поверхностей любого состава и площади. Часто включает в себя не только стекло, но и элементы из других материалов.
Обращайтесь в «Стеклянный Дилижанс» — и мы создадим для вас витраж в любом стиле и любой степени сложности!