Огромная популярность витражей основана не на оптических и декоративных свойствах разноцветных стекол как таковых, а на невероятной по красоте игре света, которую они способны создавать. Отсюда следует, что при отсутствии (или недостаточности) светового потока вся их привлекательность теряется. Но как сохранить нужную интенсивность освещения, если на улице нет солнца, и/или витраж расположен в достаточно темном месте? Очевидно, что помочь в этом может только искусственная подсветка.
До изобретения электрических ламп решения данной проблемы практически не существовало — и потому 99% всех витражей были двухсторонними и монтировались только в сквозных проемах. Сегодня ситуация полностью изменилась, а появление светодиодов и вовсе превратило витражи с подсветкой в настоящие произведения искусства, способные лить лучи магического света в режиме 24/7.
Достоинства светодиодной витражной подсветки
Благодаря чему светодиоды совершили революцию в подсветке витражей? Виной тому — следующий набор характеристик этих высокотехнологичных источников света:
-
длительный срок службы и лучшая устойчивость к перепадам напряжения (в 4-5 раз превышающие аналогичные показатели у ламп накаливания);
-
экономичность (LED-лампы расходуют в 10 раз меньше электроэнергии, чем такие же по мощности и яркости светового потока обычные лампочки и в 2 раза меньше, чем люминесцентные);
-
удобство и универсальность монтажа (светодиоды очень малы и легко компонуются даже группами);
-
цветовое разнообразие (более того, большинство LED-устройств позволяет легко варьировать не только цвет, но еще и яркость излучаемого потока света);
-
равномерность распределения яркости (витражи с подсветкой светодиодного типа куда лучше раскрывают декоративные возможности любого витражного изделия).
Принципы монтажа
С точки зрения особенностей монтажа все витражи с подсветкой разделяются на две разновидности:
-
Витражи в нишах (навесные потолки, фальш-окна и т.д.).
-
Витражи в коробе или раме (перегородки, панно, картины и т.д.)
Первый вариант с точки зрения возможностей равномерного распределения яркости предпочтительней, поскольку позволяет разместить светодиоды по всей площади витражного объекта. Крепеж осуществляется на подвесные системы либо на зажимы-«пеликаны», а в глубину ниши стараются продлевать не менее, чем на 15-20 см. Это необходимо для того, чтобы точечные светильники не выделялись отдельными пятнами яркости, а дополнительное рассеивание лучей и чистоту потока можно было обеспечить окраской внутренней части ниши в максимально светоотражающий белый цвет.
В отдельных случаях глубину ниш можно сократить вдвое, но при таких конструктивных сложностях использовать большее количество светодиодов уменьшенной мощности. Если же и такой компромисс недоступен — витражи с подсветкой изготавливаются по второму варианту, с размещением RGB-лент по периметру. Еще один способ улучшить световые эффекты при отсутствии глубоких ниш применяется для витражей с наличием прозрачных стекол. В этом случае равномерность рассеивания обеспечивает пластина из тонкого, обычно молочно-белого оргстекла, размещаемая между витражом и смонтированными на стену или независимую панель светодиодами.
Отдельной проблемой для витражей с подсветкой представляет необходимость удобного расположения блоков питания и управляющей настройками аппаратуры. Однако опыт мастеров «Стеклянного лабиринта» позволяет решить эту проблему, скрыв оборудование в легкодоступных и, в то же время, хорошо замаскированных местах.
Некоторые профессиональные нюансы
-
Профессиональный дизайнер, подбирая какое-либо витражное изделие на роль предмета интерьера, обязательно проверит его совместимость с различными вариантами подсветок. Ведь цветовая гамма высококачественного витража может сильно изменяться не только от яркости, но и от взаимного расположения, величины, типа источников излучения, а также от углов падения светового потока. И пока опытного мастера не удовлетворит конечный результат — эксперименты с освещением будут продолжаться на испытательном стенде столько, сколько потребуется.
-
Если витраж выполнен в технологии «Тиффани» и поверхность его объемна — на светлых или прозрачных элементах 3D-эффекты при неправильно установленной подсветке просто нивелируются. Чтобы избежать этого и сохранить «алмазный» блеск многочисленных граней во всей красе, рассеивание света от его источников должно быть равномерным абсолютно, что без наличия промежуточного экрана невозможно. В связи с этим владельцам таких витражей на стенах и потолках нужно заранее быть готовыми к небольшим дополнительным расходам на такой способ монтажа.
-
Желаете сделать витражными плафоны светильников или потолочных ламп? Тогда учтите, что около 75% их площади будут занимать полностью прозрачные стекла. Как не потерять при этом привлекательность витража? Оптимально — подбором витражных элементов с тонким цветным орнаментом по периметру либо рисунком по центру.
-
Подготовка отверстий и мини-ниш для розеток, блоков питания и управляющего оборудования всегда производится заранее. То же самое относится и к изолированию электрической проводки от возможного попадания влаги. Наконец, не только до монтажа, но и до выбора самого витражного стекла необходимо выполнить весь комплекс работ по установке будущей его подсветки. Без профессионального опыта и навыков осуществить данные операции невозможно — и потому их выполнение лучше доверить мастерам «Стеклянного Дилижанса».