После упадка витражного искусства в XVI-XVII веках, интерес к нему возродился в Европе лишь в период романтизма в конце XVIII — начале XIX в. Романтики, «открыв» средневековые витражи, были потрясены силой их выразительности и эмоциональным богатством. Восприятие музыки, цвета и света как единообразного сплава, объединенного в нерасторжимое целое, предопределило в XIX столетии одно из направлений поисков художественного синтеза.
Санкт-Петербург не зря называют витражной столицей России. Именно оттуда витраж начал постепенно распространяться по стране, при этом на протяжении всего времени Петербург так и оставался самым наполненными витражами городом Российской Империи. Поначалу витражи начали появляться в императорских резиденциях в пригородах Петербурга, а несколько позже в петербургских храмах и богатых особняках. Единственное подлинное произведение того времени, дошедшее до нас — это алтарный образ в Исаакиевском соборе, выполненный в начале 1840-х гг. по оригиналу Г. М. Фон Гесса в Мюнхене. Характерной особенностью витражей того времени была разъединенность композиции и конструкции — целостность восприятия оказывалась нарушена монотонной сеткой креплений, никак не связанной с изображением.
До второй половины XIX в. витражи были достоянием императорских резиденций и особняков знати, церквей и важных общественных зданий. Наличие витражей свидетельствовало об избранности, уникальности объекта. Особая символико-образная роль отводилась витражам в церковной архитектуре. С перерождением романтизма в более «демократическую» эклектику, искусство витража постепенно становилось принадлежностью всех типов зданий, включая доходные дома.
В последней трети XIX в. Петербургский витраж был во многом ориентирован на ренессансную традицию, хотя и сохранил в своей стилистике готические мотивы. Он во многом вдохновлялся «кабинетной живописью» и зачастую включал в себя разнообразные аллегории. В построении таких витражей четко прослеживалась иерархия, противопоставление главного и второстепенного. Изображения выполнялись или дополнялись росписью с детальной проработкой и моделировкой, тогда как орнаментальный фон представлял собой мозаичный набор из равномерно окрашенных разноцветных стекол.
Изобразительный витраж зрелой эклектики развивался в русле академической живописи и нес на себе отпечаток салонного искусства. Как и стиль эклектики в целом, витражные композиции сочетали изящество и декоративную насыщенность с суховатой измельченностью форм и жесткой определенностью рисунка. Яркий, несколько пестрый колорит, в котором чередовались чистые цвета и полутона, придавал живописным окнам интенсивное декоративное звучание.
При решении чисто декоративных задач мозаичная техника начинала отделяться от живописной и обретала самостоятельное значение. Красочные мозаичные витражи орнаментального рисунка со стрельчатыми завершениями можно было найти в особняке И. Ф. Громова на Миллионной улице, 7. Цветные окна с густым растительным узором на парадной лестнице дома П. П. Вейнера (ул. Чайковского, 38), построенного в 1892-1893 гг., можно считать одним из первых примеров, в котором обозначились приемы стилизации раннего модерна.
С приходом модерна витражи получили огромную популярность. Декоративными качествами теперь наделялись стеклянные перекрытия помещений, просветы дверей и тамбуров. Оформление внутренних перегородок, ширм, экранов, буфетов и разных предметов обстановки все чаще включало в себя витражи. Одновременно обогащался спектр технических приемов и выразительных средств. Применялись самые разнообразные стекла и приемы их обработки, такие как роспись, шлифовка и гравировка. Вставки кабошонов, употребление рифленых и неровно околотых стекол подчеркивали рельефность. Дополнительные «живые» эффекты создавали потеки и переливы цвета, получавшиеся при варке стекла.
Изображения на петербургских витражах стиля модерн изобиловали цветами и ветками растений, сплетенными в сложном рисунке стеблями или орнаментально упорядоченными мотивами, беспредметными композициями с текучими плавными линиями. Среди них встречаются лилии, ирисы, розы, листья каштанов, цветки шиповника, незабудки, маки, переплетения ветвей, виноградные гроздья. Кроме растительных мотивов, в моде были и геометрические, в которых могла обыгрываться готическая стрельчатая арка. Также, в ход шли и стилизованные изображения гербов, венки и гирлянды, реальные и фантастические животные.
В петербургских доходных домах одним из самых распространенных вариантов витражей стали композиции, составленные из различных геометрических фигур: чаще всего из овалов и ромбов, вписанных друг в друга (ул. Ренгена, 4; Большой пр. П. С., 83). Существуют и другие сочетания геометрических фигур, часто весьма изысканных по подбору цветов и композиционным решениям (ул. Римского-Корсакова, 1; Большой пр. П. С., 21).
Весьма популярны были и пейзажные композиции, часто трактующиеся как небольшие вставки-медальоны. Основными мотивами изображений на них стали старинные замки на вершине горы, иногда парусники на водной глади. Одним из самых интересных примеров этого типа витражей в Петербурге является окно в особняке Н. Н. Башкирова, исполненное мастерской «М. Франк и К». Доходные дома Петербурга украшают более скромные композиции.
Фигуративные композиции весьма редко встречались среди петербургских витражей эпохи модерна, однако и они достойны упоминания. Например, витраж ресторана гостиницы «Европейская» посвящен античной мифологии, а в особняке А. Е. Молчанова и М. Г. Савиной находятся два великолепных окна, одно из которых изображает набег викингов, второе — сложную по содержанию аллегорическую композицию.
С уходом модерна интерес к витражам начал угасать, а после революции и гражданской войны исчез практически полностью. Возрождаться это искусство начало только в 50-е годы XX века. В витражах 50-60-гг. доминировало монументальное начало, они стремились к согласованности с ритмическим строем архитектуры. В течение всего советского периода располагались витражи практически только в общественных и культурных зданиях. В следующем десятилетии эта линия развития витража получила продолжение, однако, мастера начали параллельно экспериментировать как с пластическими решениями, так и с технологическими приемами. Например, в это время для скрепления витражных стекол пробовали использовать полимерцемент. 80-е годы принесли радикальные изменения: стилистика стала гораздо богаче, художники иногда стали обращаться к опыту прошлых столетий, витраж снова стал шире распространяться в интерьере зданий.
Последнее десятилетие XX века уже можно отнести к эпохе постмодернизма. Оно ознаменовано многочисленными и постоянными художественными экспериментами в использовании художественного потенциала витража. Несомненным достоинством витража нашего времени является его способность «уловить» многозначность современной культуры, показать ее с необычной стороны.