Изготовление витражей — прекрасное и удивительное искусство, которое еще называют живописью светом. В современном мире существует множество витражных техник. Некоторые из них дошли до нас со времен возникновения витражного искусства, а некоторые — плод технического прогресса последних лет. В этой статье будут рассмотрены наиболее популярные и значимые техники, их преимущества и недостатки.
1. Свинцово-паечный витраж. Самая старинная техника, использовавшаяся еще в романскую эпоху. Витраж в ней собирается из обработанных кусков цветного стекла, соединенных между собой Н-образным свинцовым профилем. Стекла могут быть дополнительно расписаны специальными красками. К преимуществам данной техники можно отнести относительную простоту ее освоения. Недостатками же являются сравнительно низкая прочность конструкции, невозможность выполнения небольших или сложных элементов, достаточно широкий шов на стыках стекол.
2. Тиффани. Эта техника была изобретена в конце XIX века американским ювелиром Луисом Комфортом Тиффани, в честь которого она и названа. Пытаясь найти способ компенсировать недостатки свинцово-паечной техники, Луис Тиффани стал оборачивать кусочки стекла тонкой медной лентой, смазанной пчелиным воском. Плотно подгоняя детали витража друг к другу он спаивал их оловянным припоем. Результат полностью оправдал ожидания. Благодаря этой технике стало возможно собирать витражи их мельчайших элементов любой сложности, причем способ их соединения позволял делать и объемные работы, такие как, например, абажуры. Таким образом, преимущества Тиффани заключаются в высокой прочности готового изделия, возможности исполнения рисунка практически любой сложности, небольшому весу получившейся работы. Недостатки же вполне очевидны: очень высокая сложность работы, необходимость большего количества инструментов, значительные временные затраты на работу и, следовательно, высокая стоимость готового витража.
3. Фацетный витраж. Техника фацетного витража имеет много общего со свинцово-паечной, хотя есть и отличия. Как можно понять из названия, в этих витражах используются фацетные стекла. Для достижения лучшего эффекта преломления солнечных лучей фаски должны быть достаточно большими, что повышает толщину и вес стекла. Чтобы компенсировать это, профиль делают латунным или медным. Он обладает высокой прочностью, но гнется гораздо хуже свинцового. Несомненными преимуществами фацетного витража являются его внешний вид и прочность. За это ему приходится расплачиваться простыми формами элементов и более сложной сборкой, по сравнению со свинцово-паечным витражом.
4. Фьюзинг. Сравнительно молодая техника, основанная на спекании заранее подготовленных кусочков стекла в специальной печи. Отсутствие перегородок между стеклами и рельефность позволяют добиваться удивительных по красоте результатов, невозможных для любой другой техники. Также, витражи в технике фьюзинг очень прочные и зачастую даже превосходят в этом обычные стекла. Недостатком можно назвать необходимость иметь для работы специальную печь и подбирать стекла, учитывая их коэффициент расширения при нагреве.
5. Пескоструйный витраж. В этой технике верхний слой стекла удаляется струей из абразива и сжатого воздуха. Рисунок создается либо напрямую, либо с помощью трафарета и может быть разной глубины. В зависимости от этого надо подбирать толщину стекла, но обычно не меньше 5 мм. В этой технике можно создавать рельефные витражи, особенно эффектно выглядящие при подсветке стекла с торцов. Недостаток заключается в сложности техники и невозможности выполнения такого витража без специального оборудования
6. Расписной витраж. Одна из первых и самая популярная техника имитации витража. Представляет из себя обычное прозрачное стекло, расписанное специальными витражными красками. Краски бывают двух видов: те, которые требуют обжиг, и те, для которых он не нужен. К преимуществам такого витража можно отнести особую эстетику, получаемую при ручной росписи и сравнительную легкость изготовления, а к недостаткам — невозможность добиться такой же игры света, как в настоящих витражах.
7. Пленочный витраж. Еще одна имитационная техника, в которой на стекло наклеивается специальная пленка и закрепляется по контуру свинцовой или оловянной лентой, обозначающей профиль. Такой витраж можно назвать аппликацией на стекле. Его преимущество состоит в возможности использования в качестве основы любого стекла, например, ударопрочного. Недостатки же схожи с недостатками расписного витража и будут общими практически для всех имитационных техник.
8. Заливной витраж. Самая совершенная из техник имитации витража, но при этом и самая сложная. Она имитирует технику Тиффани, что требует от исполнителя определенного художественного мастерства и опыта. При помощи полимерного контура имитируют оловянные спайки между стеклами, а когда он высохнет, то получившиеся углубления заливают специальными красками в соответствии с эскизом. Эта техника сочетает в себе преимущества двух предыдущих — рельефный контур как в пленочном витраже и возможность вручную подобрать и смешать цвета как в расписном. Также контур и краски долговечны и устойчивы к различным воздействиям, в том числе к непогоде.
9. Фотопечать на стекле. К техникам витража отнести ее можно с некоторой натяжкой, однако применяется она для достижения тех же целей, что и витражи, при этом значительно расширяя возможности дизайнера. Фотопечать может выполняться разными способами, зависящими от наличия соответствующего оборудования в ателье. К ее преимуществам относятся скорость изготовления, возможность имитации классических витражей и низкая стоимость, а к недостаткам — возможность довольно легко отличить «подделку» от оригинала.
10. Матирование стекла. Общее название разнообразных техник, придающих матовость поверхности обрабатываемого стекла. К ним относится механическая обработка стекла, химическое травление, запекание стекла со специальными красками, лаковые и пленочные технологии. Матирование может быть различных цветов и фактур, что позволяет добиваться прекрасных и необычных эффектов.
11. Комбинированная техника — это совмещение в одном витраже двух и более других техник, например, тиффани и расписного или фацетного витража. Благодаря такому приему можно получить уникальные художественные эффекты, невозможные для какой-то техники в отдельности, однако такие витражи сочетают в себе и недостатки выбранных техник, кроме того обычно они сложны в сборке.
Существуют и другие витражные техники, но они в большинстве случаев будут являться разновидностями вышеперечисленных, либо крайне узко распространены. Самые популярные и востребованные в современном обществе техники исполнения витража — тиффани и фьюзинг. Этими техниками в совершенстве овладели мастера витражной мастерской «Стеклянный дилижанс». Кроме них, в мастерской изготавливают эмалевые обжиговые витражи, технология производства которых схожа с заливными витражами.